Колосов дебютировал в кино в 1958 году фильмом «Солдатское сердце». 18 февраля 1965 года состоялся премьерный показ первого многосерийного (четыре серии) советского художественного фильма режиссера Сергея Колосова «Вызываем огонь на себя». С этого момента на нашем ТВ стартовала эпоха сериалов.
На волне успеха было создано специальное объединение «Телефильм». На посту руководителя нового художественного объединения Сергей Колосов стал активно заниматься строительством телевизионной киноиндустрии.
Сергею Колосову удалось убедить режиссеров, никогда не снимавших для телевидения, поработать в новом формате, и все выдающиеся советские сериалы, за исключением «Семнадцати мгновений весны» (киностудия имени Горького), вышли из-под крыла «Телефильма». Достаточно вспомнить несколько названий, чтобы понять и оценить масштаб деятельности и мудрости худрука.
Алексей Коренев – «Большая перемена», (1973),
Евгений Карелов – «Два капитана», (1976),
Василий Ордынский – «Хождение по мукам», (1977),
Светлана Дружинина – «Гардемарины, вперед!», (1987),
Александр Прошкин – «Михайло Ломоносов», (1986), "Николай Вавилов", (1990);
Евгений Ташков – «Майор Вихрь», (1967);
«Адъютант его превосходительства», (1970);
Валерий Усков и Владимир Краснопольский – «Тени исчезают в полдень», (1972), «Вечный зов», (1976-1977) — удачный тандем, благословленный Сергеем Колосовым, успешно работает на ниве многосерийного художественного фильма и сегодня.
Объединение «Телефильм» порой спасало режиссеров от давления Госкино и «Мосфильма». Так Михаил Швейцер снял свои классические «Маленькие трагедии», (1979); «Мертвые души», (1984). А еще Марк Захаров – «Обыкновенное чудо», (1978); «Тот самый Мюнхгаузен», (1975); «Формула любви», (1984), Леонид Квинихидзе – «31 июня», (1978); «Мэри Поппинс, до свидания!», (1983), Михаил Козаков – «Покровские ворота», (1982); «Визит дамы», (1989), Родион Нахапетов – «Не стреляйте в белых лебедей», (1980), Эльдар Рязанов – «Ирония судьбы, или С легким паром!», (1975); «О бедном гусаре замолвите слово», (1980), Сергей Соловьев – «Станционный смотритель», (1972), Алла Сурикова – «Ищите женщину», (1982).
Сергей Колосов в объединении собрал команду профессионалов. Как вспоминал режиссер Валерий Усков, в «Телефильме» работали высокопрофессиональные редакторы Элеонора Барабаш и Надежда Ушакова, влюбленный в кино директор Семен Марьяхин. Все они всегда на первое место ставили художественность фильма
Снимал много и сам Сергей Николаевич. «Операция “Трест”, (1968), “Радости земные”, (1988), “Раскол”, (1993), документально-постановочный “Исповеди. Дневник профессора Готье” (1995) и многие другие фильмы.
Сергей Николаевич внимательно следил за происходящим на современном телевидении. И выступая на пленумах или съездах Союза Кинематографистов России, не скрывал своего огорчения: “К сожалению, сейчас телевидение в основном предпочитает недорогой поток. Производится он в маленьких и, судя по качеству, кажется, полуподпольных студиях. Снимают режиссеры, которые не имеют никакого отношения к профессии. Конечно, такое производство обходится дешевле, но уровень подобных фильмов сильно снижает художественную планку. То, чем всегда отличались произведения „Телефильма“.
Музой, женой Сергея Николаевича Колосова и исполнительницей главных ролей была прима театра Советской Армии Людмила Ивановна Касаткина. Для нее он писал сценарии и снимал „Помни имя своё“ (1974), „Мать Мария“ (1982), „Дороги Анны Фирлинг“, (экранизация пьесы Бертольта Брехта „Мамаша Кураж и ее дети“, 1986). Последний фильм „Потерянные в раю“ по рассказу Тэффи датируется 2006 годом. С Людмилой Ивановной в главной роли. В их общей творческой биографии двенадцать названий.
О трогательных отношениях они написали в 2005 году в книге с символичным названием „Судьба на двоих. Воспоминания в диалогах“.
Биография:
Сергей Николаевич Колосов родился 27 декабря 1921 в Москве.
Родители С. Н. Колосова были теми классическими российскими интеллигентами, для кого, выражаясь языком из времен их юности, общественные интересы и интересы культурные существовали нераздельно. После революции Н. А. и Л. И. Колосовы развернули в Екатеринбурге активную театрально-общественную деятельность, создали в столице Урала одну из первых в стране стационарных трупп, ориентированных на детскую аудиторию. Молодых, энергичных энтузиастов заметили, пригласили в Москву.
Л. И. Колосова имела диплом юриста, свободно говорила на нескольких европейских языках. Она устроилась на работу и затем до конца дней своих трудилась в системе "культурных связей с заграницей" (впоследствии ВОКС). Н. А. Колосов, хотя и не получил вузовского диплома, отличался глубокой образованностью, широтой культурного кругозора. Он стал одним из видных и авторитетных издательских работников Москвы.
Пристрастие родителей Сергея Николаевича к сцене сделало из них заядлых театралов. Не пропускалась ни одна значительная премьера. В доме жили общими театральными интересами и родители, и подраставший сын.
Эти интересы привели Сергея Колосова еще школьником в детскую театральную студию, а затем — в молодежную секцию Театральной студии Бауманского районного Дома культуры города Москвы. Первым наставником Колосова стал хорошо известный тогдашней театральной Москве Сергей Владимирович Серпинский. Занятия у него дали Колосову первый практический опыт и, кажется, вполне определяли будущее.
Жизнь, однако, внесла в судьбу свои драматические поправки.
Сергей Колосов, призванный 31 октября 1939 года на действительную военную службу, стал участником начавшейся вскоре финской кампании. В начале февраля 1940 года, то есть за месяц до окончания военных действий, в одном из боев на Карельском перешейке С. Н. Колосов получил ранение. Длительное время провел в госпиталях. Врачи, как они сами говорили, чудом спасли ему правую руку и признали годным к нестроевой службе.
Как раз в ту пору нарком обороны маршал С. К. Тимошенко подписал приказ о создании "команды красноармейцев-актеров Центрального театра Красной армии" (ЦТКА). В этой "команде" затем на протяжении 60 лет делали свои первые шаги многие известные режиссеры, актеры, театроведы.
Туда Колосов после излечения и был определен 31 октября 1940 года. Военным делом они почти не занимались, не считая строевой и физической подготовки. Главную обязанность "команды" составляло участие в народных сценах (термин А. Д. Попова) в спектаклях "Полководец Суворов", "Пархоменко", "Сон в летнюю ночь". Все внимание Колосова было сосредоточено на репетициях А. Д. Попова — художественного руководителя ЦТКА, одной из самых масштабных фигур в плеяде великих режиссеров XX столетия. Впоследствии, уже после войны, недавний фронтовик Колосов обретет в нем учителя.
После эвакуации театра в Свердловск осенью 1941 года Колосов окончил офицерское училище, воевал, готовил кадры. Демобилизован старший лейтенант Колосов был летом 1946 года. Он поступает на режиссерский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС; с 1992 г. Российская академия театрального искусства, РАТИ — ГИТИС). Конкурс на режиссерский факультет в первом послевоенном наборе был огромный: 19 человек на место. Колосов стал рядовым армии тех студентов, кто ходил на занятия в видавших виды сапогах, гимнастерках, шинелях...
ГИТИС дал Сергею Колосову на всю жизнь и крепкий профессионализм, и моральную закалку, и... главного в этой жизни человека. Именно такими "навсегда главными людьми" друг для друга стали Сергей Николаевич Колосов и Людмила Ивановна Касаткина — большой режиссер и большая актриса. Возник семейный союз, о котором полвека знает вся страна — и не просто знает, но относится к нему с особой трепетностью как к национальному достоянию.
Одним из первых педагогов С. Н. Колосова стал Б. Е. Захава, в будущем народный артист СССР. Среди гитисовских сокурсников С. Н. Колосова были будущие большие мастера: народный артист СССР Г. Д. Лордкипанидзе, народный артист РСФСР С. Г. Микаэлян, заслуженный артист РСФСР А. Б. Шатрин, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Ленинской и Государственной премии РСФСР А. Б. Гребнев.
Второкурсником Колосов оказался центром институтской сенсации, которые годами помнятся в стенах творческих вузов. Ее поводом стал режиссерский план, а затем и поставленные на площадке фрагменты шекспировского "Ричарда III". Результатом студенческого успеха оказались Сталинская стипендия, что было престижно, да и с материальной точки зрения немаловажно в те далеко не сытые годы. Колосов получал ее до конца учебы в институте, и это также существенный "знак качества", первое официальное признание таланта, знаний, работоспособности.
Успех сцен из "Ричарда III" породил идею создать в ГИТИСе Шекспировский научно-творческий студенческий кружок, который Колосов и возглавил, а руководителем согласился стать ведущий советский шекспировед той поры Михаил Михайлович Морозов.
Работа кружка, ставшего на деле настоящим Шекспировским клубом, заседания которого имели широкий резонанс, продолжались в течение двух лет при полном зале. Среди выступавших перед аудиторией был С. Я. Маршак. Выступали на кружке С. М. Михоэлс, А. Д. Попов, Ю. А. Завадский.
В конце третьего года обучения Колосов попросил разрешения А. Д. Попова на прохождение производственной практики в ЦТКА. Такое согласие было получено, и началась работа практиканта на спектакле "Степь широкая" по пьесе Н. Г. Винникова. Спектакль получил Сталинскую премию 1950 года. Затем, как помощник, талант и работоспособность которого проверены в деле, Колосов уже в качестве режиссера-ассистента принимал участие в постановках спектаклей по пьесам "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Незабываемый 1919-й" В. В. Вишневского, "Флаг адмирала" А. П. Штейна (1950).
В 1952 году С. Н. Колосов выступает с дипломным спектаклем по пьесе С. Л. Львова "Наследники" на Малой сцене ЦТСА. Диплом он защищает с отличием. Споров вокруг дипломного спектакля было много. Колосова не только хвалили, но и изрядно критиковали. Общая же оценка спектакля была положительной.
Однако Попов, учитель столь же требовательный, сколь и мудрый, верящий в возможности своего ученика, в практической совместной работе оценивший профессионализм своего вчерашнего студента, не берет его в свой театр. Побудив ученика начать работу в Московском театре сатиры, А. Д. Попов сознательно пускает его в самостоятельное плавание, и притом отдает С. Н. Колосова в труппу, где в тот момент был буквально голод на хорошую режиссуру. Колосов не только сразу получает постановку, но вскоре совмещает труд режиссера с исполнением обязанностей заведующего литературной частью Театра сатиры.
В марте 1953 года Колосов начинает работу над комедией Г. Филдинга "Судья в ловушке". Постановка была связана с приближающимся 200-летием со дня смерти великого английского сатирика (в 1998 г. Колосов экранизирует для телевидения эту пьесу в содружестве с художником М. Карташовым и оператором Б. Брожовским).
Работать над филдинговской пьесой режиссеру довелось с такими мастерами, как В. Лепко, Г. Менглет, А. Ячницкий, Р. Холодов, и молодыми В. Васильевой и А. Папановым. Премьера спектакля состоялась в 1954 году: сначала ее "обкатали" во время летних гастролей театра в Свердловске и Новосибирске, а осенью ее увидела Москва. На премьере был известный английский писатель Дж. Линдсей, высоко оценивший работу молодого режиссера. "Правда" на первой полосе информировала о премьере, что по тем временам означало официальное признание.
Параллельно с работой в Театре сатиры Колосов открывает для себя новые творческие возможности, связанные с радиотеатром. Популярнейшей в то время формой эфирного бытования пьесы был "Театр у микрофона". По предложению А. И. Платонова, главного режиссера этой редакции и большого энтузиаста "звучащего театра", в 1952 году Колосов осуществляет радиоверсию своего дипломного спектакля. Работа понравилась. Режиссеру предлагают продолжить сотрудничество и создать на радио "Театр одноактной пьесы". Ставились пьесы отечественных и зарубежных авторов — от В. Е. Ардова до М. Сервантеса ("Саламанкская пещера").
На радио, в постановке С. Н. Колосова обретает жизнь одна из ранних пьес Л. Г. Зорина. В радиоспектакле "Тулон" (1953) по пьесе Ж. Р. Блока наряду со знаменитыми вахтанговцами М. Ф. Астанговым и Ю. П. Любимовым участвовал и молодой М. А. Ульянов. Затем Колосов написал радиопьесу по повести С. Л. Львова "Полтора месяца в жизни Тамары". В ней играли прекрасная актриса Малого театра К. Ф. Роек и уже знаменитый С. Ф. Бондарчук в главных ролях. Участвовал и набиравший популярность А. Д. Папанов.
Особое место среди постановок Колосова на радио заняла одноактная пьеса "Северо-западнее Берлина" С. Ф. Гансовского благодаря драматизму событий, богатству звуковой партитуры, умело воссозданной атмосфере конца войны.
Для своего радиотеатра Колосов готовит и постановку "Вызываем огонь на себя" — о брянских подпольщиках Великой Отечественной войны. Но она прошла в эфире лишь один раз и была со скандалом запрещена: первый секретарь Брянского обкома КПСС обратился с просьбой о таком запрете к секретарю ЦК КПСС, мотивируя тем, что в спектакле показаны "не те люди". Так что борьба Сергея Колосова за правду, за доброе имя достойных людей, против официально освященной лжи, борьба, которая вскоре развернется в связи с постановкой первого советского многосерийного телефильма "Вызываем огонь на себя", начиналась на радио.
Радиотеатр же после запрета его работы Колосов покинул. В декабре 1954 года в судьбе Колосова произошел крутой поворот. Посмотреть "Судью в ловушке" пришел директор "Мосфильма" знаменитый Иван Пырьев. Посмотрел и сразу после спектакля начал массированную атаку на Колосова, уговаривая его перейти работать в кино. Колосов согласился. На театральную сцену в качестве режиссера-постановщика он выйдет почти через полвека — в марте 2001 года.
С 1955 года судьба режиссера С. Н. Колосова связывается с киностудией "Мосфильм". А 10 лет спустя, в 1965 году, он станет бессменным художественным руководителем Объединения телефильмов. Затем на протяжении десятилетий это объединение будет ведущей силой в общей работе отечественного искусства по созданию телевизионного кино, этого значительнейшего явления отечественной культуры 1960—1990-х годов, снискавшего и самую широкую зрительскую популярность, и международное признание. Колосов-художник проявляет себя на посту руководителя объединения и как первоклассный организатор, как человек, умеющий создать команду не только для производства очередного собственного фильма, но и для работы над телевизионным кино как таковым.
Именно С. Н. Колосовым в мосфильмовское объединение был приглашен из Одессы Е. И. Ташков — и в 1967 году появляется его трехсерийный телефильм "Майор Вихрь". В 1970 году Ташков — уже и автор блистательного "Адъютанта его превосходительства". А затем последовали и проникновенные "Уроки французского", и экранизация романа Достоевского "Подросток" (1978).
Колосову принадлежала инициатива приглашения для работы в своем объединении больших режиссеров, в том числе и "опальных", с точки зрения тогдашнего официоза, — мастеров, создавших истинные шедевры телекино. Достаточно назвать М. А. Захарова с его "Обыкновенным чудом" (1978), "Бароном Мюнхгаузеном" (1975) и "Формулой любви" (1984).
В объединение были приглашены крупные, известные мастера: М. А. Швейцер ("Карусель", 1970; "Маленькие трагедии", "Мертвые души", 1984), В. Жалакявичюс ("Авария", 1974), С. Самсонов ("Чисто английское убийство", 1974), В. С. Ордынский ("Первая любовь", 1968; "Хождение по мукам", 1977), В. П. Басов ("Опасный поворот", 1972), Ю. Карасик ("Стакан воды", 1979), Э. А. Рязанов ("Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975; "О бедном гусаре замолвите слово", 1980).
Приход этих режиссеров в телекино на плацдарме "Мосфильма" существенно поднял значимость и весомость телевизионного кинематографа как искусства.
Основными режиссерами объединения стали представители, условно говоря, среднего поколения, то есть люди, уже имевшие по несколько работ, но развернувшиеся в полный рост именно в "Телефильме": В. Усков и В. Краснопольский ("Тени исчезают в полдень", 1972; "Вечный зов", 1976—1977), Е. Карелов ("Два капитана", 1976), А. Коренев ("Большая перемена", 1973), С. Соловьев ("Станционный смотритель", 1972), Л. Квинихидзе ("31 июня", 1978; "Мэри Поппинс, до свидания", 1983), А. Прошкин ("Михайло Ломоносов", 1986; "Николай Вавилов", 1990), А. Сиренко ("Софья Петровна", 1989), К. Худяков ("С вечера до полудня", 1981), Р. Нахапетов ("Не стреляйте в белых лебедей", 1980), М. Козаков ("Покровские ворота", 1982; "Визит дамы", 1989), А. Сурикова ("Ищите женщину", 1982), В. Гориккер ("Под крышами Монмартра", 1975), Б. Мансуров ("Картина", 1985), М. Микаэлян ("Пеппи — Длинный чулок", 1983), П. Чухрай ("Запомните меня такой", 1987).
И — дебютанты. Л. Марягин, начавший в объединении дипломную работу, и осуществивший постановку еще 5 фильмов на современную тему (наиболее удался "Вылет задерживается", 1974). С. Дружинина, дебютировавшая ярким музыкальным водевилем ("Сватовство гусара", 1979), а затем осуществившая "Дульсинею Тобосскую" и популярный фильм "Гардемарины, вперед!" (1987). Это и Д. Барщевский, дебют которого — "Жизнь и любовь Александра Блока" (1980) — носил характер серьезного телевизионного поиска. Это В. Титов, тоже начавший с дипломной работы и впоследствии сделавший сатирическую картину "Ехали в трамвае Ильф и Петров" (1971), а позже поставивший ряд телефильмов в объединении и в Санкт-Петербурге. Дебютировал в режиссуре и один из лучших современных актеров — С. Любшин ("Три года", 1980).
Деятельность объединения характеризуется и стремлением его руководителей привлекать к работе не только режиссеров, но и кинематографистов других ведущих профессий — мастеров высокого класса.
В объединении делает свою первую мосфильмовскую работу выдающийся оператор В. Железняков, впоследствии лауреат Государственной премии СССР, профессор ВГИКа. С Колосовым он снимет телефильмы "Операция “Трест”" (1968), "Свеаборг" (1972), "Диалог" (1978) и кинокартину "Мать Мария" (1982).
Здесь получают возможность активной творческой реализации крупные кинохудожники: Л. Платов — в будущем заслуженный художник России, профессор, многолетний декан художественного факультета ВГИКа; М. Н. Карташов — впоследствии народный художник России, лауреат Государственной премии РФ. М. Н. Карташов был непременным участником съемочных групп С. Н. Колосова с 1963 по 1998 год. Это был самый близкий соратник режиссера.
Разумеется, не все и не всегда удавалось. Колосов не раз вынужден был вступать в жесткое противостояние с цензурой. Военные калечили фильм "Солдатское сердце", лично Лапин уродовал фильм "Диалог", фильм "Назначение" по воле председателя Гостелерадио СССР три года лежал на полке, дожидаясь встречи со зрителем. Особенно же саднящими ранами для режиссера и по сей день остается то, каких купюр потребовали в "Операции “Трест”", и то, как не дали сделать для телевидения многосерийный фильм "Мать Мария" по причине ее эмиграции и принятия ею монашеского сана. Пришлось довольствоваться односерийной кинокартиной, номинировавшейся на Венецианском кинофестивале в 1983 году.
Чтобы противостоять такому напору, чтобы состояться самому и дать состояться другим, Колосову, прежде всего как художнику, надо было занять уникальное положение и в киносреде, и в среде телевизионной. Как кинорежиссер Сергей Колосов дебютирует в 1957 году телефильмом "Большое сердце", созданным в детской редакции на Шаболовке (сценарий А. Н. Леонтьева по рассказу Б. А. Лавренева). В 1958 году он был занят постановкой кинофильма "Солдатское сердце" (сценарий К. И. Рапопорта; премьера 22 февраля 1959 г. в кинотеатре "Колизей").
Режиссеру Колосову еще предстояло найти свой материал, свой художественный язык. И он обращается к тому, что несет в себе синтез столь дорогого ему театра и нового для него искусства кино. И сразу же в этом синтезе возникает третья составляющая — телевидение. Первым результатом становится шекспировский телефильм "Укрощение строптивой" (1961), поставленный Колосовым по собственному сценарию. Теледебют оказался явлением не просто приметным, но и эстетически принципиальным. Режиссер использовал опыт своего театрального учителя А. Д. Попова, но и полемизировал по отношению к недавнему "монополисту" советского кинопроката последних сталинских времен — фильму-спектаклю.
Колосов снимал в своем фильме — первом принесшем ему настоящий успех — одну из самых знаменитых советских киноактрис. Ведь слава Людмилы Касаткиной после премьеры фильма "Укротительница тигров" Н. Н. Кошеверовой и А. В. Ивановского (1955) была просто невообразимой.
В 1962 году, на II Международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло, собравшем участников из 57 стран, при авторитетнейшем составе жюри, за лучшее исполнение женской роли Людмила Касаткина в телефильме Сергея Колосова "Укрощение строптивой" была отмечена премией "Золотая нимфа".
О режиссере Сергее Колосове заговорили в профессиональной среде как о мастере интересном, блестяще состоявшемся, перспективном и. все же "странном".
В 1962 году Колосов ставит телефильм "Кубинская новелла" (сценарий Г. А. Боровика, прокат 1963). В фильме Колосова снимались такие большие актеры, как Б. П. Чирков, В. В. Дружников, Л. Н. Свердлин. В этой ленте Колосов впервые вплотную, в совершенно новом масштабе подошел к теме народа, поднявшегося на борьбу за свободу, за свое достоинство.
Тема эта стала главной, когда в 1964 году, став истинным первопроходцем, Колосов создает первый отечественный многосерийный телефильм "Вызываем огонь на себя" (по О. А. Горчакову и Я. Пшимановскому). В 1965 году фильм выходит в прокат. В 1968 году получает премию Ленинского комсомола. Авторы первого отечественного многосерийного фильма оказываются первыми из деятелей искусства, кто был удостоен этой премии. Успех определило все: и продуманный сценарий, и достоверность каждой детали военного быта, и отлично подобранный интернациональный актерский ансамбль.
Аня Морозова в исполнении Л. И. Касаткиной увлекала то мощным темпераментом, то тонким лиризмом, то озорством, тем самым "простонародным юмором", который умел ценить А. Д. Попов. В фильме было множество персонажей — и ни одного проходного. Драгоценностью даже в этом ансамбле выглядела работа Р. А. Быкова. Играл он подонка, предателя-полицая, и играл во всеоружии своего обаяния.
Символично, что руководительнице подполья Ане Морозовой, главной героине фильма, 8 мая 1965 года, в канун широко отмечавшегося 20-летия Победы и через два месяца после премьеры картины, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Польский патриот Ян Маньковский, советские солдаты Иван Авдюхов и Константин Поваров посмертно награждены орденами Отечественной войны II степени. Десятеро тех, кто участвовал в подпольной работе и остался в живых, награждены медалями. В 1968 году в поселке Сеща Дубровского района Брянской области открыт памятник Сещинскому интернациональному подполью. Чешский патриот Вацлав Робличка награжден правительством ЧССР. Аня Морозова и Ян Маньковский (посмертно), а также Вацлав Мессьяш и Ян Тыма — польскими орденами.
Успех Колосова-режиссера в 1966 году закрепляет телефильм "Душечка" (по собственному сценарию на основе одного из проникновеннейших рассказов А. П. Чехова).
Сыграв главную героиню — сперва юную Оленьку Племянникову, затем Ольгу Семеновну со всеми ее многочисленными мужьями, — Л. И. Касаткина создала один из своих вершинных актерских шедевров. Фильм по существу "закрыл" вечные споры о "кинематографичности" или "некинематографичности" чеховских произведений. Само имя "Душечка" стало нарицательным, стало чуть ли не синонимом конформизма, моральной всеядности. Колосов и Касаткина раскрыли трагедию чистой, доверчивой души, созданной для любви и счастья.
1968 год. Снова премьера многосерийной ленты Колосова: на телеэкраны страны входят 4 серии фильма "Операция “Трест”". В основе — популярный роман Л. В. Никулина "Мертвая зыбь". Режиссер вместе с автором сценария А. Я. Юровским практически заново переосмыслили документальную основу романа-хроники. Чтобы его воплотить, нужно было колосовское "чувство актера". И он, как всегда, собрал блистательный ансамбль: И. О. Горбачев, Л. И. Касаткина, А. Б. Джигарханян, А. М. Адоскин, Д. Ю. Банионис.
В 1972 году появляется совместная советско-финская постановка — телефильм "Свеаборг" (сценарий С. П. Колосова и П. Ринтала). Среди исполнителей были И. О. Горбачев, Л. И. Касаткина, Е. З. Копелян, А. Б. Джигарханян, блестяще подобранная режиссером группа финских и шведских актеров.
В 1975 году, когда Колосов вроде бы окончательно ушел в работу над телекино, для "большого" экрана создается кинокартина совместного советско-польского производства "Помни имя свое". Сценарий Колосов пишет в соавторстве с Э. Брыллем и Я. Красиньским. В том же году фильм удостаивается главной премии Всесоюзного кинофестиваля, а затем и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976), которую вместе с другими коллегами получили режиссер-постановщик и исполнительница главной роли Л. И. Касаткина.
Тема сохранения памяти становится для Колосова в эту пору особенно значимой. Как, впрочем, и тема очищения памяти от того наносного, чем засорили ее в послевоенные десятилетия. Об этом — трехсерийный телефильм "Диалог" (1978). Сценарий также написан Колосовым в соавторстве с М. Р. Громовым и И. А. Менджерицким. Среди исполнителей — В. В. Тихонов, Л. И. Касаткина, И. Г. Лапиков, удачно сыгравший свою роль немецкий актер Хорст Дринда. Особую выразительность придала фильму музыка А. Л. Рыбникова (впоследствии Колосов будет работать с ним и над фильмами "Мать Мария", "Раскол", "Дороги Анны Фирлинг").
В 1980 году завершается телефильм "Назначение" по А. М. Володину, где особенно интересно сыграли свои роли А. А. Миронов и А. А. Калягин.
Колосов выходит на проблему духовного противостояния обнаглевшему, всепроникающему, упоенному своим всесилием злу. Этой теме посвящен датируемый 1982 годом фильм "Мать Мария", снятый С. Н. Колосовым также по собственному сценарию (в соавторстве с Е. Н. Микулиной). Фильм посвящен судьбе Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (1891—1945), замечательному поэту и философу, представительнице младшего поколения поэтов русского Серебряного века. Рядом с Л. И. Касаткиной были на съемочной площадке такие мастера, как Л. В. Марков, И. О. Горбачев, и большая группа немецких актеров. Тонко соответствовала образу главной героини музыка А. Л. Рыбникова.
В 1984 году (выход на экраны 1985) появляется еще одна работа, тоже о матери, — "Дороги Анны Фирлинг" по пьесе Бертольда Брехта "Мамаша Кураж и ее дети" — великой пьесе о "частном человеке", озабоченном созданием своего счастливого мирка. Созидается этот мирок во время войны, на костях и страданиях других, строительный материал один — деньги. И все оборачивается жизнью ради денег, в жертву которым приносятся собственные дети, а в конце концов и собственная жизнь. И вновь ключевые идеи фильма раскрылись благодаря отличному актерскому ансамблю, собранному Колосовым. Лидировали в этом ансамбле Л. И. Касаткина и А. Б. Джигарханян.
В 1993 году Колосов завершает работу над девятисерийным фильмом "Раскол", посвященным II съезду РСДРП, на котором возникли большевистское и меньшевистское течения в русской социал-демократии. Фильм вышел на экраны в то время, когда всеобщим занятием было менять прежние "плюсы" на "минусы" и наоборот.
Как многие фронтовики, Колосов еще в годы противостояния нацизму вступил в ВКП(б). Он пережил трагизм перерождения и вырождения целой системы. Ощущал и ужас собственного бессилия, и безысходное чувство собственной вины за все то, во что превращались идеалы социальной справедливости, братства народов, свободного труда и творчества. "Раскол" стал уникальным фильмом, в котором события удалось показать изнутри и со стороны — как исток грядущих трагедий и как историческое предупреждение, сделанное на основе почти столетнего опыта: нетерпимость, монополизация права на истину чреваты большими бедами.
Драматургической и актерской удачей стал образ П. Б. Струве в исполнении Б. Г. Плотникова. Вновь Колосов показал себя виртуозным мастером создания интернациональных актерских ансамблей: в фильме участвовали российские, бельгийские, английские, швейцарские, немецкие актеры.
В 1995 году создается Российская академия телевидения. И в первую группу академиков, состоявшую из тех 12 человек, чей вклад в развитие отечественного ТВ был сочтен наиболее значительным и бесспорным, учредителями избирается С. Н. Колосов. Год спустя, в 1996 году, он становится лауреатом Национальной телевизионной премии "ТЭФИ", первым и единственным среди кинорежиссеров удостоившись формулировки "за личный вклад в развитие Российского ТВ".
Этот же 1996 год приносит и премьеру телефильма "Дневник профессора Готье", снятого Колосовым в содружестве с оператором В. М. Климовым. В работе над этой лентой соединились усилия мосфильмовского объединения телефильмов и телекомпании НТВ.
В 2003 году С. Н. Колосов завершает давнее намерение, сняв с проверенными соратниками — оператором Д. З. Фатхуллиным и художником Л. М. Платовым — двухсерийный телефильм "Маска и душа" по одноименной книге Ф. И. Шаляпина.
Между фильмом о Готье и фильмом о Шаляпине Колосов поставил не только "Судью в ловушке" (по комедии Филдинга) — первый в мировой практике игровой видеофильм, снятый от начала до конца по методу "виртуальной реальности" в Студии компьютерной графики, — но и спектакль в Центральном театре Российской армии "Странная миссис Сэвидж" (по пьесе Д. Патрика) с Л. И. Касаткиной в главной роли. Когда-то в роли главной героини пьесы, соперничая в эксцентриаде, блистали на московской сцене Ф. Г. Раневская, В. П. Марецкая, Л. П. Орлова. Крупнейшие советские актрисы играли для советского зрителя "чужую жизнь", наслаждались броскостью реплик, эффектами "комедии положений".
Ставя свой спектакль, Колосов прекрасно понимал, что критика непременно начнет сравнивать сделанное им с прежним опытом. И — пошел собственным путем: придал действию выраженную лирическую интонацию, сделал из главной героини не примадонну, концентрирующую на себе все действие, а грустного наблюдателя. Миссис Сэвидж Л. И. Касаткиной оперирует скорее тонкой иронией, нежели броским гротеском. Спасая себя от "психушки", она прежде всего стремится утвердить человечность в людях, которых эта "психушка" уже поглотила, искалечила.
Его спектакль собирает полный зал, потому что Колосов, тонко обыгрывая "старомодность" пьесы, с режиссерской безукоризненностью интерпретируя предлагаемые драматургом обстоятельства, говорит о вечном — о человечности, о порядочности, о вере в справедливость и добро.
Помимо режиссерской и организаторской деятельности С. Н. Колосов многие годы занимался педагогикой. Преподавать он начал на Высших курсах режиссеров и сценаристов (1968—1969), в группе, специально ориентированной на подготовку режиссеров игрового телевизионного фильма.
В конце 1970-х годов С. Н. Колосов преподает на факультете журналистики МГУ (кафедра телевидения и радиовещания). С 1979 по 1993 год профессор С. Н. Колосов — художественный руководитель творческой мастерской актерского факультета ГИТИС — РАТИ (совместно с Л. И. Касаткиной).
С. Н. Колосов — народный артист СССР (1988), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1977), премии Ленинского комсомола (1968), обладатель главных премий I и III Всесоюзных фестивалей телевизионных фильмов (1966, 1968), лауреат главной премии Всесоюзного кинофестиваля в Кишиневе в 1975 году (за картину "Помни имя свое"), обладатель Национальной телевизионной премии "ТЭФИ" "за личный вклад в развитие отечественного телевидения" (1996), премии телевидения ГДР "За лучшую телевизионную программу года".
Сергей Николаевич Колосов — член-учредитель, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России (2002), член Российской академии кинематографических искусств "Ника" (1984), член Академии российского телевидения (1996), член Союза кинематографистов СССР/РФ (1962), Союза театральных деятелей РФ (1952), правления киноконцерна "Мосфильм" (1988). Профессор (1988). В 1965—1971 годах — член ревизионной комиссии СК СССР, в 1971—1991 годах — член правления СК СССР.
С. Н. Колосов награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (1991), Трудового Красного Знамени (1986), Отечественной войны I степени (1945), "Знак Почета" (1971), польским серебряным крестом "Братство по оружию" (1965). Русская Православная Церковь к 80-летнему юбилею наградила его орденом Святого преподобного Сергия Радонежского (2001). В 1976 году С. Н. Колосов и Л. И. Касаткина за фильмы "Вызываем огонь на себя" и "Помни имя свое" удостоены почетного знака и звания "За заслуги перед польской культурой".
С. Н. Колосов — автор книг "Документальность легенды" (1977), "Помни имя свое" (литературный сценарий, 1976), "Мать Мария" (киносценарий, 1983), статей на театральные темы.
Участник Великой Отечественной войны. В 1948-1951 — ассистент режиссера ЦТСА. В 1952 окончил режиссерский факультет ГИТИСа. В 1952-1955 — режиссер Театра сатиры. С 1965 — художественный руководитель творческого объединения киностудии „Мосфильм“. Преподавал в ГИТИСе.
Заслуженный деятель культуры Польши (1976); Народный артист РСФСР (1977); Народный артист СССР (1988); Кавалер Ордена III степени „За заслуги перед Отечеством“ (1997).
Заслуженный деятель культуры Польши (1976); Народный артист РСФСР (1977); Народный артист СССР (1988); Кавалер Ордена III степени „За заслуги перед Отечеством“ (1997).
Прощание с режиссером состоится в среду, 15 февраля в 12:00 мск в ритуальном зале Центральной клинической больницы, расположенной по адресу улица Маршала Тимошенко, 25
Похоронят на Новодевичьем кладбище
Поматериалам http://slovari.yandex.ru
______________________________________________
15 Февраля 2012 года. Сегодня в Москве простились с Сергеем Колосовым. Народному артисту СССР, режиссеру и сценаристу было 90 лет. Он прошел две войны – Финскую и Великую Отечественную. Снял около двадцати фильмов. Среди них – один из первых полнометражных телефильмов «Укрощение строптивой», первый отечественный многосерийный фильм «Вызываем огонь на себя», а также «Судья в ловушке» – первый фильм, полностью снятый в виртуальной студии. Рассказывают «Новости культуры».
Заказать венок на могилу Колосова С.Н.