Самоубийства подростков – тема, которая в последние дни особенно активно обсуждается в обществе и освещается в СМИ. Сначала две школьницы в Лобне свели счеты с жизнью, потом - 15-летний школьник в Москве. Позже стало известно о подростке, который повесился на буксировочном тросе в Амурской области. И вот теперь сообщается о 12-летнем мальчике из Красноярска, которого нашла повешенным младшая сестра.
Врачи-психиатры, специалисты из центра имени В.П.Сербского и другие эксперты собрались за круглым столом, чтобы попытаться найти ответы на вопросы: что движет подростками, которые сводят счеты с жизнью? Почему они это делают и что могут предпринять взрослые, чтобы сократить страшную статистику?
Черная статистика детских суицидов
Руководитель отдела ГНЦ имени В.П.Сербского Борис Положий констатировал: ситуация с детскими и подростковыми самоубийствами в нашей стране крайне неблагоприятна. "Действительно: страна занимает одно из первых мест по частоте самоубийств среди детей и подростков. И особенно я бы хотел обратить внимание на подростков. Ежегодно в последнее время у нас уходило из жизни от полутора до двух с лишним тысяч подростков. Это громадная цифра", – сказал он.
В последние 6-7 лет частота суицидов в России составляет 19-20 случаев на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч. Это выводит нашу страну на одно из первых мест в списке стран, где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение.
Почему они это делают?
Пока общество задается вопросом, зачем подростки лезут в петлю и прыгают с крыши, а уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов просит принять срочные меры, психологи отмечают: главный вопрос – не зачем дети сводят счеты с жизнью, а в чем причина таких действий? И почему им никто вовремя не помог? Врач-психотерапевт Константин Ольховой уверен: главное, что должны спросить взрослые сами у себя: как мы не заметили, что с ребенком что-то не так?
"Есть общее правило, которое знают все врачи: обращайте внимание на необычное поведение ребенка. Если он себя вел так, и вдруг его поведение меняется, это повод задуматься. Это не значит, что он завтра выпрыгнет в окно, это значит, что что-то изменилось. Это повод с кем-то проконсультироваться либо поговорить с ребенком", – рассказал он.
Однако, по его словам, если 30 лет назад детей воспитывали в атмосфере пропаганды коллективизма, то теперь – в атмосфере такой же пропаганды индивидуализма. "Мы стали намного равнодушнее, мы отдаем больше внимания не человеческим ценностям, а вопросам карьеры. Родители считают, что детьми должна заниматься школа, учителя. В итоге детьми не занимается никто, – говорит эксперт. – Вопрос неравнодушия – ключевой вопрос в проблеме детских суицидов".
Равнодушие и жестокость в семье
Безразличное отношение к ребенку – так можно охарактеризовать один из типов воспитания, которые превалируют в современной семье, отмечает Борис Положий. По его словам, сейчас чаще всего встречаются три типа воспитания: равнодушие, жестокость и ситуация, когда ребенок становится кумиром в семье. Во всех трех случаях ребенка ждут проблемы в дальнейшем, в его социальной жизни.
Доктор психологических наук, профессор Наталья Синягина продолжает эту мысль: если ребенок нежеланный, нелюбимый уже в семье, то оказавшись в социальной среде, он столкнется с еще большими проблемами. При этом, констатирует эксперт, детско-родительские отношения в последние годы не отличаются гуманностью.
"Последние 10 лет, которые мы наблюдаем эту проблему, жестокость в детско-родительских отношениях не снижается, она только увеличивается. Когда было объявлено повышение рождаемости в стране, я была удивлена. Потому что в первую очередь нужно было бы призвать людей не воспроизводить себе подобных, а научиться любить детей", – сказала Синягина.
Киберунижение - новый вид школьной дедовщины
Трудности в отношениях с родителями – не единственный фактор, который может довести подростка до самоубийства. Эксперты поясняют: в подростковом возрасте человек воспринимает смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент. Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить".
За компьютером современные российские подростки проводят в среднем 3 часа в день. Кто-то меньше, кто-то больше, но так или иначе, чаще всего, родители не знают, чем их дети занимаются, сидя перед монитором, какие ресурсы они посещают в Интернете. Многие родители сами в Сеть не выходят и не обладают достаточной компьютерной грамотностью, чтобы контролировать детей в виртуальном пространстве.
В некоторых семьях родители довольны уже тем, что ребенок сидит дома за компьютером, а не пропадает во дворе. Между тем, по словам психологов и психиатров, Интернет для ребенка – это та же улица, а то и хуже.
При этом, как отмечает главный психиатр Минздравсоцразвития Зураб Кекелидзе, ракдикальные меры здесь не помогут. Отключать ребенку Интернет совсем и лишать его такого источника информации не стоит. Нужно контролировать, чем занимается ребенок в Сети. К тому же, если ребенок все свободное время проводит в Сети, избегает живого общения, то стоит обратить на это внимание. Возможно, с ребенком уже что-то не так.
Координатор Центра безопасного Интернета в России Урван Парфентьев рассказал, что за последние полгода было закрыто порядка 20 сайтов на бесплатных хостингах и групп в социальных сетях, которые представляли собой эдакие "клубы самоубийц". Они создавались подростками и ориентированы были тоже на подростков. Главное, что создать такую группу довольно просто – не нужно разрабатывать отдельный сайт и размещать его на каком-то хостинге, все это можно сделать в соцсети. Поэтому такие "клубы самоубийц", предлагающие своим посетителям "тысячу способов уйти из жизни", появляются чаще, чем закрываются.
Еще один момент – эволюция так называемой школьной дедовщины, связанная со все большей доступностью информационных технологий. Пожалуй, у каждого школьника есть мобильный телефон. Даже самые простые мобильники сейчас оснащены фото- и видеокамерами. Такие возможности, по словам Урвана Парфентьева, порождают киберунижение – когда над "гадким утенком" издеваются не только в школе, но и в Сети, выложив туда его фотографию или видеоролик с его участием.
Негативный миф
Самоубийство подростка – результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но кроме того – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание. Характерны для подростков резонансные самоубийства, когда счеты с жизнью сводят из солидарности с кем-то из сверстников, знакомых, или подражая кому-то из кумиров. По словам экспертов, здесь свою негативную роль играют и сообщения о подростковых самоубийствах в СМИ.
Заместитель заведующего кафедрой общей и экспериментальной психологии НИУ ВШЭ Юлия Овчинникова отмечает: героями у нынешних подростков становятся персонажи, которые получают признание благодаря тем или иным поступкам, в том числе и суициду. "На этот миф следует наложить другой сценарий, образ героя, который проходит через определенные испытания, в том числе и душевные страдания. Он не только кого-то побеждает, но и изменяет что-то в себе, и выходит из этого обновленным", – считает она. Однако, по словам эксперта, у нас практически нет сериалов или телепередач для подростков, которые основывались бы на этом мифе.
Психология в школе и дома
Как же уберечь ребенка от рокового шага? Детский омбудсмен Павел Астахов настаивает на том, что Минздрав и Минобрнауки должны срочно разработать и принять программы по профилактике самоубийств подростков. Зураб Кекелидзе считает, что профилактика должна начинаться еще до рождения ребенка.
"Родители должны знать, как их поведение во время беременности женщины отражается на ребенке. Эта просветработа должна проводиться не только для женщин, но и для мужчин тоже, – считает Кекелидзе. – Второе: успехи в акушерстве и гинекологии – это головная боль психиатрии. Потому что когда выхаживают 500-граммового младенца – это большое достижение, но формирование нервной системы в таких случаях происходит вне утробы матери".
Сейчас, по его словам, психиатры осматривают детей только с трехлетнего возраста. В случаях с недоношенными детьми стоит внимательнее отнестись к их психическому здоровью и, возможно, обращаться к специалисту раньше.
По словам Кекелидзе, в школах должен преподаваться такой предмет, как психология. Психиатр отмечает: знания о том, что такое переходный возраст, что такое первая любовь, как на психику человека влияют алкоголь и наркотики, ребенку, зачастую, не дают ни дома, ни в школе. "Когда мы говорили с директорами школ и учителями, спросили их, когда надо начинать преподавать психологию, мы полагали, что это должен быть 5-6 класс. Учителя настаивают: с 3 класса, еженедельно", – рассказал он. Сейчас, по его словам, идет работа над соответствующими учебниками для 3 и 4 классов. На внедрение такой программы потребуется еще порядка двух лет.
"Кроме того, в этом возрасте надо говорить с ребенком о ценности человеческой жизни", – подчеркивает психиатр. И не только об этом, добавляет Юлия Овчинникова. По ее словам, негативные переживания нужно проговаривать: "Ребенок должен знать, что у него есть чувства, что у них есть названия, их можно называть, обозначать и выражать. У наших детей очень бедный словарный запас, касающийся их эмоциональной сферы". А обозначение и проговаривание чувств – это один из способов, который помогает справиться с негативными эмоциями и преодолеть трудную ситуацию, отмечает она.
Главное, в чем сходятся эксперты – не стоит легкомысленно относиться к переживаниям подростка. Позиция взрослых, которые считают, что при помощи своих суицидальных настроений ребенок пытается манипулировать ими, – это не позиция взрослого человека. В этом убежден, в частности, Константин Ольховой. "На работе мы ведем себя как взрослые люди. Почему общаясь с собственными детьми, мы зачастую ведем себя, как маленькие дети? Маленький совет каждому: старайтесь не забывать, что вы своим детям не вредные старшие братья и сестры, а родители", – заключил психотерапевт.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=711834